Статью опубликовал Илья Знаменский  [YouTube]
при поддержке портала SC2TV.ru [ПЕКАЧ]


Эта статья посвящена основам использования комбинации Ривера и Шаттла для хараса противника. Она основана на примечательном посте Легионера (Legionnaire), с дополнениями из отличного Гайда Bluzman’а .

Оглавление

  1. Общий Обзор
  2. Использование Ривера против Терранов
  3. Использование Ривера против Протоссов

1. Общий Обзор

Дроп Ривера очень популярная техника и используется протоссами во всех трех матч-апах. При значительных инвестициях игрок может построить юнит, который способен не только убивать массы рабочих в относительно ранней игре, но и дает протоссу мобильный инструмент, которым, при должном уровне микро, можно быстро закончить матч, уничтожив экономику или армию неосторожного противника.

Признанным мастером ривер-дропов часто называют RainBOw.

1.1. Цитата Legionnaire в качестве преамбулы  

«Я решаюсь сделать дроп. Как только Ривер оказывается на земле я выбираю его и Шаттл и отправляю по правому клику на цель, затем на лету меняю направление движения Шаттла для того чтобы он сразу же развернулся и подобрал Ривер, в результате Шаттл никогда не теряет скорости. Вы можете выработать идеальный тайминг, который позволит подхватить Ривер как раз после того как он сделает выстрел.

Решающе в ривер-дропах знание куда и когда необходимо стрелять, если вы обладаете таким опытом, вам остается просто реализовать харас на должном микро-уровне.

Несколько мелочей, которые вам стоит знать при дропе Ривера за минералы. Убедитесь что делаете дроп вплотную к минералам, только в этом случае Ривер будет стрелять сквозь них, иначе скарабей будет оббегать всю минеральную линию.

Комбинация дропа Ривера с Зилотом или Гуном хороша, когда вам противостоит большое количество Танков и необходимо чтобы кто-то принял первый залп вместо Ривера. Также, если вы заметили одиноко стоящий Танк — дропните пушечное мясо прямо на него или очень близко к нему — он будет мгновенно уничтожен залпом остальных Танков, противник даже не успеет среагировать. Вы сможете закончить немало игр простым харасом, если будете знать где можно безопасно дропнуться, при этом каждый убитый юнит врага будет вам небольшим бонусом.

После некоторой практики вы научитесь видеть возможности убить 3-4 Танка и не потерять Ривера. Есть несколько моих игр против ArtOfTerran , где я убивал 5+ Танков с помощью 1 Ривера и Зилота. Я помню одного с 7-ю килсами и, по сути, именно он принес мне победу. Так что да, вам не обязательно сразу лететь за душами SCV. Вполне разумным будет по пути уничтожить парочку танков противника. Если соперник слишком сильно сосредоточится на защите от дропа, он может не выдержать лобового столкновения с вашей основной армией.

После каждого удачного мини-рейда, отведите свой Шаттл немного назад, в это время переключитесь на свой мэйн — заказывайтесь и возвращайтесь обратно к харасу.

Это правило Ривера».

2. Использование Ривера против Терранов

2.1. Введение 

Ривер это юнит, обладающий огромным потенциалом. Он способен наносить гигантский дамаг и быстро и безопасно покидать линию огня в Шаттле. Ривер не только отлично справляется с массовым истреблением рабочих противника, но также может стать внушающим ужас убийцей Танков. Правильное тактическое использование ривер-дропа позволяет использовать его практически против любой стратегии Террана, начиная с Двух ФакторокФейк Дабл и заканчивая Фаст Экспом . Единственным билдом Террана, который неплохо контрит Ривера это Фактори/Старпорт с Врайтами или дропом Вультур (вам придется сделать что-то сверхъестественное, иначе дроп Террана просто прилетит раньше выхода Ривера). Однако стоит отметить что в настоящее время стратегии опасные для Протосса, идущего в Ривера, мало популярны и редко используются. В любом случае следует понимать что ривер-дроп сложная в исполнении и не самая надежная тактика, ошибки могут привести к мгновенным и весьма печальным последствиям, поэтому данная статья писалась в расчете на максимальный охват всех нюансов именно данной темы. Если вам требуется более полная информация по матч-апу ПвТ, пожалуйста ознакомьтесь с Общим Руководством по ПвТ .

2.2. Базовое микро 

Все очень просто просто на бумаге — выгружаем Ривер, правый клик по цели, после выстрела сразу подхватываем его Шаттлом. Процесс несколько осложняется тем, что для достаточной эффективности вам придется в тоже время как вы выберите Ривер спамить клавишу ‘R’. Вот небольшая ремарка относительно того как я это делаю:

  • Выбираем Шаттл (хоткей 3).
  • Дропаем Ривер через клик по панели отображающей кто находится на борту транспорта (это не обязательно, однако будет неплохой привычкой на будущее, когда в Шаттле займут свои места и другие юниты).
  • Выбираем Шаттл и Ривер.
  • Правый клик по цели (если она Турретка отправляем в атаку только Ривер без транспорта).
  • Переключаемся на Шаттл по хоткею.
  • Отправляем транспорт на половину экрана за точкой, в которой находится Ривер (если вы кликните ближе — ускорение Шаттла не будет максимальным).
  • Выбираем Ривер.
  • Отчаянно спамим клавишу ‘R’ для постройки скарабеев.
  • Правый клик по ШатТлу когда он будет рядом, чтобы загрузить в него Ривер.


В принципе, схему можно упростить, поскольку против Террана вам не обязательно нужна постоянная максимальная скорость Шаттла, в таком случае вносим коррективы в пункты с 3 по 6. Вы также можете загружать Ривер в транспорт через правый клик Шаттлом по юниту, это снижает скорость передвижения транспорта, но в целом как уже было указано, вам и не нужны максимальные показатели в данном матч-апе, так что это вполне допустимо. Это были основы микро, теперь перейдем к тому как получить максимальную отдачу от ривер-дропа.

2.3. Одинокий Шаттл 

Подразумевается что Ваша армия стоит перед позициями Террана и ждет, не вмешиваясь до поры. Очень важно, чтобы она была в непосредственной близи к Террану, иначе он сможет достаточно легко отбить ривер-дроп уведя часть Танков с позиций, а затем вернув их назад до того как вы сможете адекватно среагировать (одни Турретки защищают от дропа слабее). Если Терран переводит часть войск с оборонительного рубежа внутрь своей базы он становится уязвимым для лобового столкновения, именно этого вы и должны ждать своей основной группировкой — чем больше войск отправится на охоту за Шаттлом, тем слабее будет оборона на входе.

Чтобы Ривер выжил в бою с Танками необходимо пользоваться следующей техникой: *вы загружаете в Шаттл помимо Ривера двух Зилотов, подлетев к огневой позиции сначала высаживаете одного Зилота, что происходит следом — Танки дают по нему залп, Зилот умирает, в тот же момент вы высаживаете Ривера, даете залп по танкам и снова грузите его в Шаттл. Если вы сделаете все правильно танки не смогут уничтожить Ривер когда он будет на земле, поскольку у них еще не откатится перезарядка. Повторив процесс, вы уничтожите требуемые цели. В целом все достаточно просто, однако и здесь существует множество мелких нюансов, о которых ниже.

2.3.1. Поворот башен Танков 

Почти все юниты в Старкрафте имеют время разворота. Это означает, что Танк, смотрящий в противоположном месту вашего дропа направлении, выстрелит позже чем тот, башня которого уже повернута в вашу сторону. Время поворота невелико, намного меньше секунды, однако оно существует. В результате этого 4 Танка, к примеру, уничтожат вашего десантника-Зилота на мгновение позже, если их башни будут смотреть не в самом подходящем направлении — в результате Ривер может оказаться на земле слишком рано и получить свою долю дамага от сплэша Танков, сделавших залп по Зилоту. Привыкайте делать дропы на ходу так, чтобы оба юнита оказались на некотором расстоянии друг от друга.

2.3.2. Поворот башен при большом числе Танков 

Это намного осложняет ситуацию, особенно при весьма значительном количестве Танков. Как правило, типичное развитие событий: *Зилот высаживается и умирает от залпа тех танков, башни которых были направлены на него, те же Танки что «смотрели» в противоположном направлении не успевают дать залп, если вы высадите следом Ривер последствия будут весьма печальны. Примерная позиция показана на изображении ниже:


Ривер требует зоркого глаза, замечающего мелкие детали. Однако стоит подчеркнуть что весьма сложно спрогнозировать при большом количестве танков, какие смогут выстрелить, а какие не успеют из-за задержки с поворотом, я бы не советовал вам рисковать понапрасну таким дорогостоящим юнитом как Ривер.

2.3.3. Осторожно мины!

Я редко останавливаю успешный ривер-дроп при отсутствии Обсервера — с ним же я вообще абсолютно спокоен. Однако существует немало возможностей нарваться на неприятности — ваш Зилот может активировать мину, в результате от сплэша может пострадать Ривер, последний также может случайно активировать мину, на которую повезло не наткнуться Зилоту, при хорошем микро вы сможете подхватить Ривера Шаттлом, но Зилота скорее всего потеряете на пустом месте, что весьма неприятно. Поэтому будьте внимательны, в последнем случае вам особенно необходимо быть начеку чтобы успеть среагировать.

2.3.4. Максимизируя дамаг 

Итак, мы пришли к весьма интересной части повествования. Давайте рассмотрим как скарабей пересекает ландшафт. Когда цель задана, он рассматривает другие юниты и здания как препятствия и ведет себя подобно рукопашному юниту, пытающемуся добраться до противника. Когда скарабей приближается достаточно близко к цели срабатывает детонатор нанося АоЕ дамаг (по площади). Посмотрим на скриншот:

Как Вы видите, у нас есть три Танка-цели, A и B потенциальные зоны дропа. Куда вы дропните своего Ривера и какой юнит станет целью — решающие факторы в плане наносимого дамага. Итак, возможные вариации:

  • Стреляем с позиции А по Танку №1. Результат — скарабей взрывается в точке x1, нанося 100 урона одному танку, явно не самый высокий КПД.
  • Стреляем с позиции А по Танку №3. Неплохой выбор, но скорее всего скарабей сдетонирует в точке х5, нанеся возможно слабый сплэш урон по Танку №1, Танк №2 точно не пострадает.
  • С позиции А — по Танку №2. Вот это отличное решение, все три Танка огребут полный сплэш урон.
  • Теперь о точке В, огонь по позиции х2 (Танк №1) нанесет около 100 урона, по позиции х4 (Танк №2) — 100-150 в зависимости от точного расположения, ну и наконец по позиции х3 (Танк №3) — 300 дамага, бинго! Как вы могли заметить, мелочи решают.

Если часть целей стоит вплотную друг к другу, то запускайте скарабея так, чтобы для достижения объекта назначения ему пришлось обогнуть часть юнитов, наглядный пример ниже:

Красная пунктирная линия здесь обозначает приблизительную траектории скарабея, желтая стрелка — Танк по которому вы должны стрелять.

Выбирая цели так как я рассказывал выше, вы сможете максимизировать сплэш урон скарабеев, а следовательно и эффективность использования Ривера.

Нет также ничего плохого в том чтобы пострелять по Вультурам, армия Террана без них становится весьма уязвимой.

2.4. Лобовое нападение 

Число возможных ситуаций огромно, по этому рассмотреть все не представляется возможным. Однако, вам следует обратить внимание на то, что здесь применимы все трюки из раздела про соло развод ривер-дропом, только будьте осторожны с Танками — убедитесь что все, представляющие опасность, уже дали залп перед дропом. Если вы застанете Террана врасплох и он не успеет замикрить, то по сути вы получаете авто-вин, однако, если он начнет переключать цели и вести прицельный огонь по Риверам, то, вполне вероятно, сможет задать вам перца. Отличие от соло вариации в том что вы, возможно, будете держать Ривера на земле иногда достаточно долго, также нет необходимости атаковать одни и те же цели несколько раз. Если вы можете сделать новый выстрел по плотно стоящей группе юнитов, то не теряйте момента, Танк с 50 хп уже в любом случае одной ногой в могиле, его добью основные войска. Если давление не слишком сильное, вы можете синхронизировать ваши войска с Ривером, высаживая его только после залпа Танков, существует две основные тактики в данной ситуации:

2.4.1. Тыловой дроп 

Ваша армия атакует и приближается к противнику, в это время ваш Ривер высаживается на границе зоны обстрела танков противника у вас в тылу. Это подходящая тактика против большого числа Танков, когда вы точно можете определить какие из них уже стреляли, тем самым обезопасив своего Ривера, когда он окажется на земле. Тыловая часть армии Террана будет не в состоянии атаковать Ривер. Это достаточно эффективная техника, однако большая часть вашего внимания будет прикована к Риверу и управление остальной частью войск будет достаточно тяжело исполнимой микро задачей. Также эта позиция наиболее подходящий выбор при столкновении с не разложенной армией Террана. Единственная проблема в данном случае — некоторое ограничение по выбору цели.

2.4.2. Фронтальный дроп 

Данная тактика предполагает использование Ривера на острие вашей атаки по позициям Террана. Как правило, вам потребуется загрузить в Шаттл помимо Ривера двух Зилотов (учтите что последний загружаемый в транспорт юнит первым выходит из него при автоматической разгрузке), выбирайте направление дропа, затем жмите ‘U’ и кликайте по Шаттлу, в результате от начнет разгружаться на лету. При достаточном опыте, вы сможете провернуть все так чтобы Ривер десантировался именно в той точке, где бы вы хотели его видеть. Как только он окажется на земле атакуйте противника, о выборе целей мы уже говорили выше. Затем приступайте к микро контролю остальной армией. Эта техника наиболее хорошо себя показывает против небольших выходов Террана, поскольку ваш Ривер, в теории, должен избежать больших повреждений, высадившись рядом с Танками противника. В любом случае, если ваш тайминг будет достаточно правильным, вы успеете сделать минимум один выстрел обязательно, так что можете использовать данный финт против широкого спектра возможных ситуаций Терран-пуша. Помните что для Ривера время и место играют равноценно важную роль, не высаживайте его в зоне поражения тех Танков, которые не могут стрелять по остальным юнитам вашей армии.

2.4.3. Множественный ривер-дроп 

Итак, это непознанные земли для большинства Тоссов, с трудом поддающиеся анализу. Пожалуй единственный пункт, о котором стоит упомянуть — использования для каждого Ривера по отдельному Шаттлу намного безопасней, чем загрузка по два в один транспорт. Вы можете делать сразу несколько фронтальных дропов на позиции Террана, но уследить за всем, особенно за сохранностью Риверов, будет непосильно тяжкой задачей.

2.5. Дополнительная информация 

[YouTube] FPVOD Использование Риверов Nony в PvT (Nony играет на карте Gaia ).

2.6. Заключение 

Риверы опустошительно сильны, однако они сложны в использовании, несколько непредсказуемы в плане частых затупов скарабеев с паффингом и требовательны к микро контролю. Также идти в Риверов просто для контры Террановского давления не представляется экономически выгодным выбором. Вам необходимо использовать их не только для убийства армии противника, но и для хараса экономики, только так вы сможете полностью раскрыть потенциал этого замечательного юнита.

3. Использование Ривера против Протоссов 

3.1. Введение 

Ривер ключевой юнит матч-апа ПвП. Если в ПвТ они больше используются в качестве средства для хараса экономики оппонента, то в начальной и средней игре ПвП это основной ударный юнит на поле боя. Если вы хотите научиться побеждать в гражданских войнах Протоссов, вам придется научиться использовать Ривер как можно лучше.

3.2. Харасс 

Если вы используете Ривера для хараса экономической линии противника, изучите параграф Базовая Техника выше. Только учтите, что Протоссы в отличие от Терранов обладают отличным анти-воздухом в начальной игре (Гуны), который способен составить большую опасность ваши дропам, будьте осторожны — потеря Шаттла с Ривером на борту может решить в конечном итоге исход партии.

3.3. Использование Риверов при крупномасштабных столкновениях 

Альтернатива харассу — использование Ривера в связке с вашими основными силами. Один из самых популярных стандартов ПвП предполагает развитие через два Гейта, Роботик Бэй, Шаттл, Обсервер и затем постройку Ривера до начала штамповки Гунов в большом количестве.

Если вы используете Ривера в сражении, где у оппонента есть достаточное количество Драгунов, Вам придется быть осторожным:

  • Высаживайте его только за границей поражения Гунов.
  • Не держите нескольких Риверов в одном месте, старайтесь отводить их друг от друга.
  • Держите Шаттл поближе к Риверу.
  • Предпочтительные цели:
  • Риверы противника;
  • высоко-технологичные юниты;
  • плотные группы юнитов;
  • Основная идея проста: не вздумайте потерять Ривера.
  • Если Драгуны начали концентрировать огонь на Ривере, подхватывайте его Шаттлом и сразу дропайте обратно (это собьет Гунам целеуказание стрелять по Риверу и спасет последнего в случае уничтожения Шаттла), или, как вариант, отлетайте на безопасную позицию.

3.4. Апгрейды

Первый на очереди для Вас должен стоять грейд на скорость для Шаттлов, он также поможет увеличить шансы на успех других видов дропа. Вторым апгрейдом можно бы разработать дамаг скарабеям +25, так как это нехило увеличивает сплеш от выстрелов Ривера, но не гонитесь за этим апгрейдом, этот апгрейд скорее предназначен для более поздней игры и для обороны.

3.5. Контры 

Злейшим врагом Ривера в нашем случае является Высший Темплар, поскольку пси-шторм дамажит в добавок и Шаттл при удачном касте. Если число Темпларов у Вашего оппонента начало становиться угрожающем — сами переходите на Зилотов с ножками и Темпларов — они составят новый костяк Ваших войск.

3.6. Дополнительная информация 

[YouTube] Основы использования Гунов/Риверов в PvP от Nony

[YouTube] Nony демонстрирует использование Риверов и Шаттлов со скоростью в PvP


[TeamLiquid.net] Основной источник для написания данной статьи