Механика Старкрафта


Статью опубликовал Илья Знаменский [YouTube]
при поддержке портала SC2TV.ru [ПЕКАЧ]


Руководство перенесено с teamliquid.net, оригинал Руководства расположен по ссылке. Автором данного Руководства является GHOSTCLAW, с разрешения Gecko[Xp]. Подкорректированный, чтобы соответствовать формату ресурса, но содержание неизменно.

Оглавление

  1. Введение
  2. Первые шаги
  3. Понимание стратегических руководств
  4. Выбор стратегии
    4.1. Микро, Макро и мультитаскинг
  5. Контроль — ключ к StarCraft
    5.1. Система Хоткеев
    5.2. Хоткеи, сокращения и вейпоинты
  6. Несколько вещей, чтобы облегчить вашу жизнь
  7. Рутина
  8. Разведка
  9. Принятие решений
  10. Психология
    10.1. Предел контроля
    10.2. Стресс
    10.3. Правильное мышление
  11. Заключение
  12. Пост скриптум

1. Введение

Это стратегическое руководство будет первым, который я напишу на английском языке. Я — сотрудник портала broodwar.de. У нас есть целая секция для новичков, потому что TL.net предложил нам свою помощь (разрешив нам перевести несколько мануалов), это будет моей «благодарственной» версией.

Мы поняли, что не легко предоставить настоящим новичкам высококачественный мануал, так как новичок порой не знает, с чего ему начать. Целая секция «Помощи новичкам» окупилась в течение прошлого года, и мы даже были в состоянии организовать специализированный battle.net сервер для немецкого сообщества начинающих. Я долго наблюдал за начинающими игроками и выявил ряд общих ошибок. Этот мануал должен описать, как начать, как уберечь себя от ошибок и помочь улучшить ваш уровень игры. Здесь рассказывается про самые основы игры в доступном для новичка контексте. Этот мануал посвящен для начинающих игроков и игроков низкого уровня (D-/D/D+ игроки ICcup’a). Вы не сможете стать полупро за одну ночь, но это поможет вам изучить StarCraft и объяснит, как вы должны играть.


2. Первые шаги

Действительно не важно, почему вы начали играть в StarCraft. Я полагаю, что самая популярная причина — объявление о StarCraft II. Вы должны знать, что StarCraft — одна из самых старых игр. Это вызывает много проблем, которые вам будет очень сложно решить. Единица АИ является весьма устаревшей, по сравнению с новыми играми RTS. Ваши первые игры он-лайн будут тяжелыми поражениями. Но это не означает, что в StarCraft нет места удовольсвтию.

Я понимаю, что если вы читаете этот мануал, то вы не играли он-лайн прежде. Если вы смотрели множество стримов, то вы должны знать хоть что-то об игре. Если же вы только прочли историю игры или смотрели VODы StarCraftII и Battle репорты, я предлагаю вам поиграть в одиночную игру, чтобы получить чувство игры. Очень важно, чтобы вы знали основы каждой расы. Должны знать различия, почему Зерги полностью отличаются от Террана или Протосса. Какую ветку технологического развития требуют те или иные здания, как юниты атакуют и какие способности доступны. Игра в кампанию весьма хороша, так как сюжет является довольно интересным. Кампания должна помочь вам выбрать расу. Я думаю, что вы должны сосредоточится на определенной расе, если планируете играть в он-лайн. Когда вы выбрали свою расу, вы должны изучить ее стратегии, смотреть VODы и реплеи. Вам не обязательно знать каждый матчап досконально, поэтому не занимайтесь этим. Просто убедитесь, что вы знаете основы и знаете как играть в определенном матчапе. Разберитесь, почему терран использует маринесов и медиков в игре против зерга, и почему терран использует танки и вультур против Протосса. Или какие юниты использует Протосс против Зерга, и так далее. Вам сильно поможет в дальнейшем, если вы будете знать способности юнита из одиночной игре — поверьте мне.

Я повидал множество пользователей broodwar.de, которые совершили первую ошибку здесь. Они просматривали несколько StarCraft II трейлеров, ставили SC:BW и тут же шли в battle.net. Вы можете так сделать, но это будет демотивировать. Вы не сможете понять, почему вы проиграли, и потребуется больше времени, чтобы понять, где вы ошиблись. Даже если сверхмотивированные пользователи тратят немного времени на чтение мануалов или на просмотр стримов, они тратят время зазря. Они пробуют корейские доводы, по которым в конце концов ты либо станешь про, либо потерпишь неудачу. Они сосредотачиваются на том, что изучают статистику юнитов, перечисленную в неясных таблицах battle.net. Те статистические данные не дадут вам необходимой информации, и не помогут вам должным образом. Если upgrade будут важны, то они будут перечислены в «серьезных» мануалах, которые вы можете найти где-то на этом сайте. Когда игрок проиграет свои первые 10 игр он-лайн, он уходит навсегда, так как он не понял, что он должен был делать, и начинает думать что StarCraft — имбалансный или другая хрень. Вы не должны совершать такой ошибки, если Вы умны.


3. Понимание стратегических руководств

Я предлагаю, чтобы Вы прочли множество стратегических руководств. Но вы должны понимать, как это сделать. Большинство мануалов написаны странным «сленгом». Вы сначала должны узнать, что обозначают эти слова.

Вы можете столкнутся с чем-то вроде этого:


  • 8/9 Пилон

У вас нет часов в игре, по которым вы сможете ориентироватся. Так что вы нуждаетесь в другом обозначении, которое Вам покажет, как долго Вы уже играете. Лимит в правом верхнем углу помогает Вам в этом. Поскольку Вы должны были понять к настоящему времени, что невозможно написать:»строй пилон после 55 секунд игры». Таким образом автор говорит Вам:»постройте пилон, когда лимит поменяется с 7/9 на 8/9 и когда у тебя будет достаточно денег на это». Много новичков не понимают, что это значит и почему лимит используется для описание времени игры.

Другой важный пункт — большинство стратегических мануалов написаны специально для продвинутых игроков. Это очень важно для игроков Терранов и Протоссов для постройки рабов (СКВ, Проб, Дронов) на всем протяжении игры. Новичок никогда не должен останавливать производство рабочих. В других руководствах учитывается то, что продвинутый игрок не забывает строить рабов. Вы не будете делать рабочих постоянно, потому что просто про это забудете. Старайтесь строить рабочих и не забывать про это.

Вы должны знать, что большинство руководств сосредотачиваются на опреденном матчапе на определенных картах. Некоторые мануалы — объясняют, что вы должны делать в определенном матчапе. Они объясняют, почему терраны используют юниты механики, как танки и вультуры против Протосса. Когда вы прочитаете, то Вы будете лучше понимать, что происходит на стримах и реплеях. Как только вы поймете, почему используется определенная связка юнитов, то попоробуйте использовать ту же стратегию в он-лайн. Таким образом у вас будет более оптимальная стратегия, нежели Вы будете эксперементировать со связками юнитов самостоятельно.

Помимо общих стратегий есть Билд ордеры — порядок построения зданий при определенных стратегиях. В них указано, как вы можете технически развится до определенной связки юнитов и атак по времени. Если вы знаете немного общих техник, вы можете пробовать пользоваться ими. Но вы должны помнить: рассчитанные Билд ордеры эффективны только в определенных ситуациях. Попробуйте несколько Билд ордеров. Вы узнаете, какие вам больше подходят, а какие еще слишком сложны для вас. Сосредоточьтесь на самом легком Билд ордере (то есть на том, который у вас получается лучше всего) и пытайтесь улучшать его. Весьма глупо пытаться исполнять все Билд ордеры в одно время — это лишь замедлит Ваш процесс обучения. Много новичков имеют тенденцию испытывать все, что они читают. Если Вы сосредоточитесь на нескольких Билд ордерах, то вы сможете улучшить Вашу механику и приспособить ее к другим Билд ордерам.


4. Выбор стратегии

Я посоветовал вам сосредоточится на правильных Билд ордерах. Но где эти «правильные» БО найти?

Чтобы полностью понять StarCraft, его стратегии и игру непосредственно, Вы должны знать, что есть несколько способов играть и специальные статьи, которые описывают, как работает механика StarCraft.

4.1. Микро, Макро и мультитаскинг

Если вы играли в RTS (стратегии реального времени) — игры прежде, то вы можете пропустить эту часть, и приступить к следующей теме. Если вы не знаете что такое микро, макро, мультитаскинг — то продолжайте.


  • «Микро» или «микро юнитами» — это управление вашими юнитами. Использование команд как «движение» или «нападение». Если вы идете в атаку, Вы должны быть в лучшей позиции. Именно поэтому Ваше «микро» юнитами должно быть настолько хорошим, насколько это возможно. Позиционирование армии , использование техники hit&run микро и другое.
  • «Макро» — это растрата ваших ресурсов. В StarCraft у Вас нету возможности экономить ресурсы. Есть исключение, при котором вы экономите ресурсы, чтобы заказать большое количество юнитов. Макро связано со всеми действиями, происходящими на Вашей базе. Постройка производящих зданий, таких как Врата, бараки и хэтчери. Исследование модернизаций, постройка рабочих и посылание их на ресурсы, постройка зданий для увеличение лимита таких как пилон, склады и оверлорды. И конечно: занятие локаций. Застройка обороны базы и другое.
  • Термин «Мультитаскинг» обозначает насколько хорошо вы можете заниматься и микро и макро одновременно.

Есть несколько вариантов, как Вы можете тренироваться. Вы можете интенсивно заняться микро стратегиям, что означает что Вы в основном будете досаждать вашему оппоненту, в то время как ваше макро развито хуже, или же вы используете макро стратегию, в которые Вы занимаете локации и просто переигрываете своего противника своей огромной армией.

Я уже говорил Вам, что StarCraft очень старая игра. Давным давно, когда еще играли на маленьких картах как LT, большая часть игроков сосредотачивалась на игре в микро. Просто микро стратегии тогда были эффективней. Сейчас макро-билды более популярны. Большенство билд ордеров очень эффетивны против микро стратегий, просто из-за их времени, которое гарантирует безопасность.

Я предлагаю сосредоточится на макро-интенсивных стратегиях, Билд ордерах. Они более эффективны против большинства других БО и стратегий. Кроме того Вы будете в состоянии узнать о механике( о которой я объясню ниже). Не поймите меня неправильно: есть все еще множество микро стратегий, которые весьма эффективны. Но они по сравнению с макро-интенсивными стратегиями сложнее в исполнении. Вы можете совершить много ошибок, когда Вы будете пользоваться Макро стратегиями прежде, чем они станут эффективными в Ваше игре. Микро-интенсивная стратегия просто не позволяет совершить ошибку. Одна глупая ошибка может испортить всю Вашу игру. Даже если микро интенсивная стратегия у Вас будет удаваться, вы не научитесь распоряжаться более чем 1-2 отрядами на поздней стадии игры. Большинство билдов при микро-интенсивной игре заканчиваются на средней стадии игры. Большинство макро стратегия базируются на длительных играх, что поможет Вам собрать больше информации для улучшения игры.


5. Контроль — ключ к StarCraft

5.1. Система Хоткеев

Так много для нашей теории StarCraft. Только лишь чтение руководств не поможет Вам выиграть игру. Вы должны учится микро, макро, мультитаскингу в настоящей игре. Мы долго обсуждали, что надо делать новичку сначала. Я думаю мы нашли наиболее важные вещи, которые Вы должны знать. Если вы прочли мануалы, запомнили 2-3 Билд Ордера, вы можете начать улучшать свой контроль. Полное понимание игры в деталях не необходимо. StarCraft полностью понять невозможно, так как в нем очень глубокий стратегический уровень. Большинство слабых игроков играют лучше, нежели новички лишь потом, что у них выше «навык» мультитаскинга. Они не знают всего об игре. Они просто могут сделать больше, нежели Вы. Они заказывают гораздо больше юнитов лишь потому, что у них лучше контроль, а не из-за их знания StarCraft. Вы можете дать множество информации, вычитанной в руководствах, просмотренной в реплеях и от игры. Если вы улучшите основные механизмы — значение Вашего контроля/мультитаскинга, то вы будете побеждать гораздо больше. Если вы поднялись до ранга D+/C-/C ICCup‘a , то стратегии и стратегический анализ становится очень важным, если вы хотите продвинуться дальше. Но этот мануал написан для игроков D-/D. Так что читайте следующую часть и пытайтесь следовать советам, и сделайте все что в ваших силах, чтобы преодолеть барьер D+/C- как можно быстрее.

Если вы смотрели VODы от первого лица (FPVODs), то вы должны признать, что игроки пользуются не только мышью. Они активно используют клавиатуру. Следующий текст объясняет, как Вы можете улучшить Вашу макро-систему. Мы пытаемся ускорить ваши действия.

5.2. Хоткеи, сокращения и вейпоинты

Для Вас важно понять, что StarCraft состоит из множества мелочей. Мы начнем с сокращений. Когда Вы играли в одиночную игру, Вы должны были заметить, что Вы можете заказать юнита в производящем здании путем клавиатуры. Если вы выбираете Врата, Вы можете нажать «D», чтобы обучить Драгуна. Эта функция названа «сокращением». Когда вы перемещаете курсор мыши на любого юнита, то снизу в рамке вы видите его описание. Там выскочит буква, которая и будет символом сокращения. Вы должны выучить эти сокращения. Они работают так же для зданий и команд Если вы выберете боевого юнита и нажмете «a» + клик левой кнопки мыши где-нибудь на карте, юнит будет двигатся, атакуя всех встречных юнитов по пути к цели. Те же самые юниты могут идти или патрулировать. А если вы выберете рабочего Вы можете построить здание путем сокращения.

Следующим мы рассмотрим функцию, что облегчает Вам игру, это путь прохождения(Waypoint). Есть два различных типа waypoint: фактический waypoint и rallypoint. Если вы выбираете производственный объект и нажмете правой клавишей мыши где-то на карте — Вы настроите пункт сбора(rallypoint). Если юнит достроился, то он выйдет сразу на эту точку сбора. Заметка: юнит туда идет, т.е. никого убивать по дороге он не будет, даже если его атаковал вражеский юнит. Так что будьте осторожны. Ставить rallypoint на базу вашего противника не стоит, если Вы конечно не развиваетесь в Раш стратегии. Фактические waypoint воздействуют на ваших юнитов. Если вы выбираете рабочего или военного юнита, Вы можете зажать клавишу SHIFT и дать много задач. К примеру: если Вы выбираете пробу и даете приказ построить пилон и вернутся к добыче минералов, в то время как Вы все еще зажимаете клавишу SHIFT. Пробка перемещается, строит пилони и возращается к добыче минералов снова. Этот waypoint очень полезен. Вы можете дать больше патрульных пунктов боевому юниту, не дать SCV и пробам отдыхать после постройки здания. Вы можете даже дать несколько заданий различного типа, например: задать движение в пункт «a», нападение к пункту «b» и патруль к пункту «c».

Хоткеи — последнее и возможно самое важное, что нужно для улучшния нашего контроля. Вы можете поставить бинд на 12 юнитов или единственное здание к одному хоткею. Если вы выбираете 12 Драгунов и зажимаете CTRL+1, вы собираете их в группу, и нажав «1» один раз, вы выбираете тех 12 Драгунов. Если вы нажмете «1» дважды, то экран переключится на тех драгунов. Вы можете подключить хоткеи к юнитам/здания с «1» по «0».

Если вы зажимаете SHIFT+F2 вы сохраняете экран там, где Вы только что смотрели. Давайте предположим что Вы сохранили ваш главный Hatchery на F2 и переключились на другое место. Если вы нажмете F2 вы снова вернетесь к своему Хэтчери. Вы можете сохранить экраны через SHIFT+ F2/F3/F4. Заметка: вы не можете записать юнитов/здания на F-хоткеи, сохранить можно только экраны.

Последняя вещь, про которую я объясню: это Ваша миникарта. Миникарта сильно вам помогает. Она помогает Вам наблюдать за всей Вашей армией, за Вашей базой и за целой картой. Если вы выбираете юнита, вы можете дать ему приказ по основному экрану или миникарте. Если вы хотите послать одного драгуна через всю карту, вы можете выделить драгуна, прокрутить экраны и нажать на необходимое место, или же вы можете послать через правый клик по миникарте. Но: будьте осторожны, т.к. приказы, которые даны через мини-карту являются своего рода неаккуратными. Если вы перемещаете на 2 пикселя влево, это может быть минное поле например. Это правильно перемещать Ваши войска на большие расстояние маленькими шажками, в опасной области. Если Вы планируете напасть, вы должны использовать главный экран для микро контроля.

Если Вы помещаете хоткеи, сокращения на мини-карту и waypoint вместе, вы можете повысить свой контроль на много. Вот пример, почему Вы должны использовать свою клавиатуру и как работает хоткей-система.

Мы сравниваем вымышленную игру между Протоссом и Терраном, Вы играете протоссом. Одно время с системой хоткеев, другое без. У Вас есть две группы драгунов записаных на разыне хоткеи. Они находятся за базой террана, и готовы вступить в бой. У Вас есть меин(главная база) и натурал(локация для экспанда(нычки)возле меина).

Вам нужно заказать еще юнитов и поставить еще экспандов:


  • 1. БЕЗ СИСТЕМЫ ХОТКЕЕВ:
    • 0:00 Вы смотрите на базу террана. Ваша армия там, терран не собирается выходить 0:05 Вы прокручиваете экран назад к вашему нексусу и строете проб только мышью 0:09 Вы прокручиваете экран на Ваш натурал и строете рабов в нексусе только мышью 0:25 Вы прокручиваете экран к вашим гейтвеям и заказываете 4 драгунов в 4 гейтвеях только мышью. 0:26 Вы выделяете одну пробу 0:40 Вы прокручиваете экран к месту будущего экспанда 1:01 Вы ставите нексус только мышкой 1:10 Вы возвращаетесь к базе террана. Вы видите:ничего кроме синей лужицы (остается после смерти драгуна)

Что случилось? На 35 секунде терран решил пропушить 20 метров в Вашем направлении и прикончил всех ваших драгунов. Слишком плохо. Вы реагировали слишком медленно и теперь Вы в значительной степени потеряли игру.


  • 2. С СИСТЕМОЙ ХОТКЕЕВ:
    • 0:00 Вы биндите (ставите на хоткей) наши 2 группы драгунов. Никакого движения. Хорошо. 0:01 Вы нажимаете хоткей вашего нексуса один раз и заказываете пробу сокращением. Заметка: не стоит переключатся на экран нексуса, достаточно лишь заказать. 0:02 так же заказываете на вашем натурале 0:09 через бинд на F- вы переключаетесь на ваши гейтвеи, выделяете их один за другим, заказывай драгунов сокращением 0:10 выделяете одну пробу 0:11 вы отдаете приказ двигаться пробе через мини-карту 0:14 вы кликаете левой кнопкой мыши на миникарте и видите место будущего экспанда 0:18 вы ставите нексус через сокращение 0:22 вы переключаетесь на драгунов и видите что танки складываются. Пора напасть?

Я надеюсь, что этот пример подчеркнет важность использования системы хоткеев/вашей клавиатуры. Я не могу сказать какие именно вы должны использовать хоткеи. Какие юниты/связки вы должны биндить, это все зависит от вашего стиля игры, вашей расы, и других факторов. Пожалуй самое важное здесь это скорость использования всего этого. Меньше хоткеев вы используете для единственного типа производящих зданий. Зергу надо меньшее количество хоткеев для хэтчери, но больше для своей армии. Может у него будет огромное количество зерглингов. и т.д. Ваша главная цель состоит в том, чтобы минералы никогда не стояли. если вы будете постоянно тратить ресурсы и контролировать вашу армию, вы все будете делать правильно.


6. Несколько вещей, чтобы облегчить вашу жизнь

Используя хоткей-систему вы совершаете огромный шаг вперед. Если вы используете это, вы на пути стать успешным игроком. Но это одно не гарантирует вам госу-макро. Вы можете все еще сделать несколько вещей для улучшения своего макро.

Так как я наблюдал за игрой новичков, я понял одну вещь: у большинства из них есть действительно странное расположение зданий. Гейтвеи на севере базы, второй где-нибудь на юге, а следующие два сгруппировались вдоль натурала. Гораздо лучше собрать их всех в группу. Тем самым вы сможете забиндить все здания на один хоткей (к примеру F2) и сразу заказаться во всех зданиях.

Биндите схожие войска в один хоткей: зилоты на хк1, драгуны на хк2, например. Это — преимущество, так как у юнитов в одном хоткее одни и те же характеристики. Так легче обращаться с армией, когда в хоткее юниты одного типа.


7. Рутина

Я написал довольно подробный мануал на немецком языке. Чего я не знал, так это того, что новички читали мануал, понимали необходимость хоткеев но все равно ими не пользовались. Вот почему я подчеркиваю, что вы нуждаетесь в хоткей-системе со своего рода рутиной. У приличного игрока рутина в его механике. Вы обычно не переключаете свои хаотично разбросаные хоткеи. Вы не смотрите на Вашу армию, переключаетесь обратно на произдводство, и опять на армию.

Это то, что Вы должны ДЕЛАТЬ РЕГУЛЯРНО:


  • Шаг 1: Выберите свою армию. Она в опасности? Она может быть атакована?
    • Шаг 1.1: Если в опасности: нападите, если можете победить.
    • Шаг 1.2: Если в опасности: отступите, если Вы не можете победить.
  • Шаг 2: Проверяйте лимит.
    • Шаг 2.1: Лимита достаточно? Да — > переходи к пункту 3.
    • Шаг 2.2: Если нет (это значит что близко к «0<x<5» лимита), постройте склады — оверлордов — пилоны.
  • Шаг 3: Стройте рабочих в нексусе/командном центре (Зерги должны думать об этом больше, т.к. у них сложная система личинок).
    • Шаг 3.1: Посылайте достроившихся рабочих на минералы.
  • Шаг 4: Заказывайте юнитов.
    • Шаг 4.1: Дотекайте подкреплением к основной армии.
  • Шаг 5: Смотрите на количество ресурсов. Достаточно — > повторите шаги 1-5
    • Шаг 5.1: Если повышается, то ставьте экспанды, заказывайте юнитов, если у вас преимущество или игра на равных.
    • Шаг 5.2: Если у Вас нет преимущество или противник может препятствовать вашему занятию локаций: стройте больше производственных/технологических зданий.
  • Шаг 6: Повторите шаги 1-6

Вы должны совершать этот круг 2-3 раза в минуту. Не теряйте свою армию, только потому, что Вы не проверяете миникарту/её расположение. Не сдерживайтесь лимитом. Занимайте локации или развивайтесь в зависимости от ситуации.


8. Разведка

Вы должны воздействовать на БО противника и стратегии, на его занятие локаций, на его состав армии и подобное. Как полный новичок вы не сможете всегда принимать верные решения. Недостаток опыта. Вы можете восполнять недостаток опыта хорошей разведкой. Много новичков отдают свое преимущество, путем плохой разведки.

У вас есть много возможностей разведать или прочитать ( если Вы маньяк покера ) вашего оппонента. Вы должны собирать везде информацию, где она только есть. Просто доверьтесь интуиции и не думайте долго, когда Вам необходимо принять быстрое решение. Постоянные размышления будут лишь занимать Вас теми вещами, о которых Вам думать и необязательно. Сфокусируйтесь на макро. Если у Вас достаточно хорошее макро, то Вы все равно можете допустить больше ошибок, чем Вы думаете. Это не значит, что Вы должны перестать тренировать макро.

Когда Вам приходится принять решение и оно оказывается неверным (особенно когда Вы только начинаете играть) не отчаивайтесь. Вы будете быстро учится, если будете хорошо разведывать. Просто запоминайте, что Вы увидели. Смотрите реплей и подумать, а что же Вам надо было увидеть. Когда Вы пропустили действия оппонента. Он пошел в ривера до обсервера и нанес не малый ущерб дропом. Что Вы не разведали? Какие места надо будет разведать в следующий раз? Забыли ли Вы проверить экспанды(локации)? Может Вы пропустили важный момент? Учитесь задавать правильные вопросы и находить правильные ответы. Шаг за шагом и быстрее чем Вы думаете, Вы должны разведывать.

Значение разведки — понять что делает противник и собрать наибольшее количество информации, как говорилось ранее. Начальная разведка обычно проводится рабочим или оверлордом. Вы проскакиваете на базу противника, пока еще не появилось боевых юнитов или средств для защиты. Держите рабочего на его базе так долго, насколько это возможно. Проверьте: не собирается ли он рашить Вас? Собирается ли он идти в быстрое технологическое развитие? Быстрое занятие экспанда? Что бы он не делал, эта информация даст Вам возможность принять правильно решение и правильно отбить атаку.

После ранней разведки ( игра на 1-8 минуте ) Вы должны проверить еще несколько вещей. Пользуйтесь оверлордами, обсерверами, одним рабочим или зерглингом. Проверяйте размер его армии, проверьте в какие технологии развился противник или же он захватил много экспандов.


  • За Протосса:
    • Вы можете использовать следующих юнитов: Корсаров против Зерга. Этот юнит очень мобильный и его трудно убить. Уделяйте ему всегда внимание, пытайтесь его не потерять. Вы можете послать пробу на разведку в любом матч-апе. Этот способ предоставит Вам информацию о размере армии противника, в какую технологию идет противник, и занял ли он экспанд. Потеря пробы совсем не высокая цена, по сравнению с полученной информацией. Используйте обсерверов против Террана и Протосса. Поскольку они невидимы, обнаружить их практически невозможно. Вы можете разведывать всю базу противника. Вам необходимо строить Обсерверов практически в любом не ва-банковском БО.
  • За Зерга:
    • Используйте Оверлордов против Зерга и Протосса. Их можно использовать вплоть до того, как у противника будет возможность его убить. Вы можете собрать очень важную информацию, вплоть до смерти оверлорда. Зерглинги дешевы и если Вы потеряете одного это не решит исход игры. Отправьте их на разведку базы противника. Если Вы используете Муталисков, Вы можете летать по его базе, без страха быть убитым, если Вы контролируете их тщательно.
  • За Террана:
    • Используйте SCV. Можно использовать одного Маринеса, если у Вас их есть достаточно. Комсат + сканирование наиболее важная возможность для разведки. Не тратьте всю энергию комсата для разведки сразу, быть может он Вам пригодится для обнаружения невидимых юнитов. В матчапе TvT, или TvP Вы можете использовать мины вультур. Вам не необходимы все мины для игры. Помещение мин на экспандах тоже очень хорошая разведка.

ВОТ ЧТО ВЫ ХОТИТЕ ВИДЕТЬ:


Важно знать, когда противник выдвигается в атаку. Вы можете расположить армию в выгодной позиции, чтобы в любой момент можно было отступить, если армия противника слишком велика. Или же вы можете прикрыться какими-то дешевыми юнитами, типа зерглингов или рабочих. Вам не необходимо всегда перепроверять мини-карту, т.к. Вы и так знаете, что на Вас нападают. В зависимости от каждого матчапа, Вы должны играть очень осторожно. Атакующий Терран в состоянии убить Вашу локацию за считанные секунды. Так что Вам всегда нужно быть на готове. Это всегда компромисс между покрытием большой территории, что не позволяет двигаться Вашему противнику, и содержание армии в безопасной зоне.

Размер армии противника: большая ли она? больше Вашей? Вы можете понять, находитесь ли вы в опасности или нет, можете ли Вы атаковать экспанд, и тому подобное. Нужно ли Вам больше технологических юнитов как обсервер, или контрящих юнитов, как Архонов против Муталисков.

Техническое древо противника: Вы также можете разведать технологические здания, как архивы темпларов или хайв. Или же Вы можете проверить состав армии противника. Посмотреть его апгрейды тоже. Есть ли у зилотов апгрейд на скорость? Есть ли у них +1 к атаке или нет?

Производящие способности противника. Вы можете расположить обсервера над производящими зданиями Террана, Вы можете просмотреть как много бараков у него есть, как много гейтвеев построил протосс и тому подобное. Если возможно, получите информацию обо всем сразу. Она Вам обязательно пригодится.

Возможно наиболее важная информация: занятие локаций. В большинстве матчапов есть несколько правил, как надо занимать локации. Протоссу нужно по крайней мере на 1 экпанд больше, чем Террану. Если он занимает локацию — вы тоже должны. Зерги нуждаются в большем количестве экспандов, нежели протоссу или террану. У игрока может быть колоссальное преимущество, если у него будет скрытый экспанд. Если Вы занимаете локацию, Вы должны быть очень осторожны. Если Вы теряете локацию, это может привести к поражению. Когда Вы занимаете локацию, Вы не в состоянии сразу защитить ее, так как Вам необходимо поставить туретки/санкены/фотонки. Это дает возможность напасть на беззащитную локацию, и выбить ее. 8 минута матча — это «нормальная» средняя стадия игры, во время которой Вы должны контролировать все экспанды противника.


  • ПРОТОСС может оставить обсервера на пустых локациях, проверять локации корсаром или же темным храмовником. Если У Вас достаточно денег, Вы можете ставить на локациях пилон за линей минералов. Если у Вас не достаточно обсерверов или юнитов, которых можно было бы послать охранять экспанды, то можете послать на разведку проб.
  • ТЕРРАНЫ могут использовать сканирование. Соответственно сканировать экспанды время от времени. Так же Вы можете ставить мину на месте возможного экспанда, или оставлять там вультуру. Вы можете использовать SCV для проверки экспандов также время от времени. В некоторых матчапах Вам не необходимы некоторые здания. Например в TvT вам не необходимы бараки и инженерка, поэтому Вы можете поднять их послать на островные экспанд или на другое место. Даже если Вы потеряете беспризорное здание: собранная информация имеет большую ценность, нежели деньги вложенные в постройку здания.
  • ЗЕРГИ намного мобильнее других рас, так что для них разведка не является особой проблемой. Им можно разослать оверлордов на возможные локации. Вам действительно не придется делать чего-то сверхъестественного в плане разведки, так как Вы в любой момент сможете проскочить к противнику на базу и все выяснить.

Ваша главная цель состоит в том, чтобы собрать максимальное количество информации. Но вы должны совмещать разведку, микро, макро и мультитаскинг на протяжении всей игры. Если у Вас хорошая разведка, это своеобразный легальный мапхак. Если вы знаете где находится армия противника, сколько у него локаций, какое у него тех. развитие. Это дает Вам почву для размышлений. Вы просто знаете намного больше, нежели без разведки.

Другая хорошая вещь: если вы расположите боевых юнитов или здания на точки предполагаемого экспанда, то Вы сможете замедлить его хамление по карте(занятие локаций). Вы наверное сами замечали, что если Вам приходится сражаться с армией противника, и вы хотите занять локацию, то Вы посылайте лишь одного рабочего на место будущего экспанда. Если Ваш противник поставит на это место боевого юнита, например зерглинга, то Вам придется отступить, и затем попробовать поставить экспанд еще раз, ввиду позднего постановления, у Вас сбивается тайминг(время, отведенное для какой-то задачи), таким образом он получает преимущество. Даже если это «просто мина» или «просто турретка», Вам все равно придется потратить время на ее уничтожение. На новичка/игрока низкого уровня можно оказать таким образом давление, поэтому он должен больше прилагать усилий для занятия локаций.


9. Принятие решений

Как было упомянуто прежде: игры новичков очень зависят от уровня макро и не так сильно от принятия решений. Я полагаю, что должно быть очевидно, что даже про может проиграть из-за плохо выбранной тактики. Как 5-й пул на островной карте. А принятие решений связано с разведкой, макро и мультитаскингом. Вы можете менять свою стратегию в зависимости от ситуации.

Я предложил Вам потренировать несколько Билд Ордеров. Ваша задача оптимизировать их. Вам не будут подходить некоторые аспекты. Вы будете проигрывать из-за плохого микра или плохой разведки. Если Вы почитаете стратегические руководства, как я Вам посоветовал, Вы не должны совершать этих ошибок. Проигрыш не значит, что вы плохой игрок, и Вы не должны сильно расстраиваться, лишь потому что проиграли. Каждый проигрыш Вам поясняет, почему Ваша стратегия несовершенна. И это должно обезопасить Вас от повторной ошибки в будущем. Чем больше Вы играете, тем лучше Вы понимаете свою стратегию.

Но анализ реплеев не так просто, как это кажется. Много новичков на broodwar.de просто совершали кучу всякой ерунды во время просмотра реплеев. Они фокусируются на какой-то неправильной вещи, и поэтому не понимают, что у них не так. Вы должны сравнить Ваш реплей и точное исполнение стратегии. Проигрыш при финальной битве — значит Вы должны подтянуть микро. Если у Вас плохой штамп(производство армии) и у Вас не было достаточно армии и ресурсов — что-то не так с макро. Плохой харасс(досаждение противнику) не значит что вы плохой игрок, а значит что Вам надо чуть более сосредоточится на нем. Но Вы не сможете хорошо заниматься и микро и макро одновременно, на это нужны тренировки.

Мой друг когда-то послал мне цитату вроде такой: новички слишком сосредотачиваются на изяществе, а должны просто запомнить кучу хрени.

ЕСТЬ БОЛЬШАЯ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ НОВИЧКОВ: Вы читаете руководство, смотрите реплеи и думаете, что поняли стратегию вдоль и поперек. Большинство мануалов написаны для продвинутых игроков, которые уже знают матчапы и что в них надо делать, когда нападать, ставить экспанды и другое. Игроки на реплеях являются очень опытными с очень хорошим контролем. Когда они харассят — они делают это очень хорошо. Они могут убить огромное количество рабов, перед тем как потерять муту например. Тогда как новички смотрят и думают, что харасс единственная важная вещь, и забывают про макро/занятие локаций. Это сосредоточенность является неверной.

Давайте рассмотрим другой пример. Давайте предположим, что Вы читаете мануал по ZvT. В нем написано, что Вам надо развиваться в 3 хача — мута. Когда муталиски доделались Вы должны начать харассить Террана, в то время как развиваете технологии и хамите карту(занимаете локации). Чего Вы не знаете: этот БО наиболее эффективен против FE(Фаст Экспанда) Террана. FE террана является универсальным против всех видов раша. Он очень спокоен, так как Терран не может сначала наклепать(создать) большое количество войск. Когда он занимает локацию, он получает большой задел на макро игру. Он может потратить больше ресурсов на большее количество войск. Пока экономическое/макро преимущество есть он не может покинуть своей базы, так как ему необходимо защищать свой мейн.

Новичок теперь начинает использовать муталисков для харасса. Он атакует здесь и там если только есть возможность убить маринеса или SCV. Харасс требует много внимания. Таким образом Зерг в состоянии держать Террана на его мейне, получая еще несколько минут, для хамления по карте или же для технологического развития. Именно это должен делать игрок, чтобы не отставать от экономического преимущества террана. В какой-то момент терран получает оптимальное количество армии, для того чтобы напасть на зерга и оставить несколько отрядов для защиты на базе. А зерг просто забыл поставить локацию-другую или выйти в люркеров, таким образом Зерг еще больше усугубляет свое положение, и терран получает еще больше преимущества. Если зерг поставил локацию, но не заказал рабов. Если зерг заказал пару-тройку люркеров, и его лимит около 65. А у террана есть 2 танка, вессель и 2 группы маринесов. Он убьет зерга. Теперь зерг думает что его харасс был плохим. У него не было времени наштамповать армии или поставить локацию. Факт: он уделил слишком много внимания харассу и забыл про развитие.

Так что надо всегда понимать, что Вы не должны забывать ни про макро, ни про харасс. Если Вы не уверены, попробуйте осмыслить макро. Просто расслабьтесь в следующей игре. Потратьте меньше времени на харасс, но больше внимания уделите макро: штамповке и хамлению. Чем лучше у Вас будет макро — тем меньше времени Вам будет необходимо тратить на него, что позволит уделять больше внимания харассу. Это важно для новичка знать о макро-проблемах, чем тратить время на «незначительных». Вы можете больше харассить и сражаться, если у Вас хорошее макро. Если Вы тратите все ресурсы и штампуете армию, Вы практически непобедимы для других начинающих. Если Вам нужно уделять 2.5 минуты на макро (заказ рабочих, юнитов и хамление), то тратьте 30 секунд на харасс, и через 20-30 игр Вам будет необходимо лишь 1 минута на макро и 2 минуты остаются для харасса. Ваш харасс/микро/мультитаскинг улучшается, когда Вы сосредотачиваетесь на макро. Это не столь очевидно для новичков но это так. Поверьте мне.


10. Психология

Вещь, не учтенная практически ни в одном мануале, что я читал прежде, это психология. Как новичок Вы сталкиваетесь не так много со своим противником, как со своим альтер эго. Не поймите меня неправильно: я не имею в виду что Вы новичок и Вы глупы. Просто Вы можете не следовать определенным правилам. Любой игрок, который не уверен в себе или не желает улучшить собственную игру, делает много ошибок.

10.1. Предел контроля

Вы скоро поймете, что перед Вами большие проблемы, когда вопрос встает о контроле игры. В игре есть много недружелюбных вещей. Юниты АИ, трудная карта, узкие проходы и многое другое. Если Вы еще знакомитесь с хоткей-системой, то Вам будет тяжело контролировать Ваших юнитов. Это не означает что Вы глупы или бесталанны. Просто попытайтесь узнать, сколько и что Вы можете сделать за игру. В какой-то момент, подконтраливаемых юнитов становится слишком много, ресурсы накапливаются, и это начинает выводить Вас из себя. Просто расслабьтесь. Повторяйте одно и тоже, контроль армии-разведки-макро и так далее. Старайтесь делать это быстрее с каждым разом. Порой у Вас не будет получатся но это ничего. Лучше всего сохранить первые игры, а потом через месяц их посмотреть и сравнить с нынешней игрой. Это Вам сильно морально поможет, и Вы увидите, как много нового Вы узнали.

10.2. Стресс

Чем сильнее Вы, тем сильнее Ваши оппоненты. Вы не будете играть с игроками низкого уровня, после продвижения в более высокие ранки ICCup’a. Уровень растет. Будет появляться стресс. Будет 1000 ситуаций, которые будут выводить Вас из себя. Драгуны, которые тупят при переходе из пункта «а» в пункт «б», ривер, который будет тупить и не стрелять по SCV. Ваш противник будет подвергать Вас давлению через харасс и многое другое. Тоже самое «лекарство» что и прежде: расслабьтесь и поймайте свою игру.

Есть некоторые игроки, которые будут пытаться вывести Вас из себя. Играя макро-интенсивно например. Всегда помните: чем лучше микро, тем хуже макро, по крайней мере на низких ранках. Вы должны понимать, что он губит сам себя. Если его атаки не сработают, он будет в ужасном положении. Просто пытайтесь отбить все его атаки. Даже если он уничтожил Вам несколько рабочих, юнитов или зданий — это не значит, что Вы проиграли. Если начальные нападения не убьют Вас, то следующие Вас не убьют, если Вы подготовитесь. Чем лучше Вы защищены — тем хуже Вашему противнику. Попробуйте обратную психологию в стрессовой ситуации. Не паникуйте, если незачем. Не рвитесь в бессмысленный бой, расслабьтесь. Макро, хамление и в конечном счете Вы его убьете, если у Вас большая армия.

Если юниты багнуты, не ругайте себя, и не ругайте их. Это не Ваша вина. Если группа драгунов затупили вокруг храма, минерала или другого, просто потратьте чуть больше внимания, и отдайте им приказ еще раз. Если это Вас выведет из себя — вы потеряете контроль, и возможно проиграете игру, на пустом месте, во время ответственной схватки.

10.3. Правильное мышление

У Вас будет много проигрышей, но проигрыш в StarCraft не означает ничего плохого. Вы не хотите винить противника за Ваш проигрыш. Это правильно. Если Вы будете винить всех вокруг Вам никто не поможет. Запомните: это просто игра, и Вы играете в нее ради удовольствия. Любая ошибка Вам показывает, что Вы можете улучшить Ваш уровень игры. Так что Ваша основная задача — становится все лучше и лучше с каждой игрой. Пользуйтесь Вашими поражениями как вспомогательным материалом, выявляйте ошибки и исправляйте их. Но если Вы проигрываете слишком много, то задайте себе вопрос: а доставляет ли мне игра удовольствие? Если нет, то смысла тренироваться нет.


11. Заключение

Я хорошо потрудился. Я не могу дать Вам больше общих советов. Если Вы поняли важность хоткей-системы, игры на основе макро и важность разведки, то у Вас есть хороший задел к продвижению дальше, если конечно же будете читать руководства. Вы теперь можете развиваться самостоятельно, без большого количества вопросов. Вы теперь понимаете, на чем Вам необходимо сосредоточится, и я надеюсь, что Вы не будете допускать распространенные ошибки, которые допускают новички.


12. Пост скриптум

Я читал где-то на форуме, что Вы должны быть хорошим игроком, прежде чем писать руководство. Я не госу, и я не могу сказать что я «хороший игрок». Я играл на WGT, PGT и ICCup, но никогда не набирал синий ранк(имеется ввиду B- ранк и выше) Я был C+ на PGT, вот мой скил. Я до сих пор уверен что Вы сможете использовать мои советы, я надеюсь что с мог Вам помочь.

С уважением, Gecko. Спасибо за помощь нам (broodwar.de), за написание большого количества мануалов. Дополнительная объятия, поцелуи и много благодарственных вещей для: Quint(за помощь с переводом), power[Xp] (за помощь в понятии материала), noob)hot( (за то, что он первый SC2 про) и все прежние участники команды [Xp] (кто помог мне, получая «приличного игрока»).


[TeamLiquid.net] Оригинал данной статьи на английском

One comment

  1. Боже с тех пор как я побыл переводчиком я не могу читать чужие переводы…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *